20 января 2021, 07:52

Brexit и влияние новых торговых связей на перспективы Великобритании -ING Forex EuroClub


Срыв торговли нанесет ощутимый удар по производству в Великобритании в текущем квартале, в то время как сохраняющаяся неопределенность и потенциальная нестабильность вокруг торгового соглашения между Великобританией и ЕС будут сдерживать инвестиции.
Мы ожидаем, что потребители пойдут впереди чтобы возглавить резкое восстановление ВВП в этом году, но более высокие затраты и сбои, вероятно, помешают полному восстановлению до конца 2022 года.


Несмотря на договорённости, было много срывов

Мы наблюдаем, что пыль начинает понемногу оседать на новом торговом соглашении между Великобританией и ЕС, где первоначальная предрождественская помощь быстро уступила место широко распространенным сообщениям о нарушениях. Эта сделка позволила добиться беспошлинной торговли, но выход Великобритании из единого рынка и таможенного союза ознаменовал большие и резкие изменения в способах торговли Великобритании с Европой.
Так что же произошло? Во-первых, совершенно очевидно, что торговля между ЕС и Великобританией заметно замедлилась с начала текущего года. Новые данные ONS демонстрируют сокращение числа заходов судов в порты Великобритании, а также количества грузовиков, пересекающих Ла-Манш.


Изменения правил касательно происхождения товаров и НДС создают головную боль

Частично это связано с тем, что компании накопили запасы в течение прошлого 2020 года, предпочитая «подождать и посмотреть», что произойдет в первые несколько недель января (и, следовательно, трафик неизбежно снова увеличится в ближайшие дни). Но все чаще это происходит потому, что многие фирмы изо всех сил пытаются приспособиться к новым торговым барьерам, которых много и они разнообразны, однако «правила происхождения», возможно, являются одним из самых трудных препятствий. Эти барьеры определяют, подходит ли товар для беспошлинного ввоза, и могут быть своего рода минным полем, особенно для тех предприятий, которые когда-либо торговали только с ЕС. Вообще говоря, для перемещения через границу без тарифов необходимо, чтобы с товаром была проделана значительная работа в Великобритании или ЕС. Это означает, что для предприятий, которые используют Великобританию, по сути, как распределительный центр для обслуживания других частей Европы, по-прежнему может взиматься плата за тариф. И даже в тех случаях, когда товар действительно соответствует требованиям к происхождению, неофициально фирмы говорят, что его часто сложно и дорого документировать. И это всего лишь один пример. НДС - еще одна часто упоминаемая головная боль, которой будет гораздо больше.


Меньшее количество доступных транспортных решений лишь усиливает негативное влияние новых таможенных процедур

Но ситуация усугубляется проблемами с транспортом, и отсутствие очередей грузовиков не следует принимать за отсутствие сбоев. Некоторые перевозчики неохотно перевозят грузы нескольких фирм вместе в одной партии - особенно продуктов питания - из-за дополнительных проблем, связанных со сбором документов и таможенной очисткой.
Несколько крупных логистических фирм также приостановили поставки в/из Великобритании, поскольку, по сообщениям, большое количество грузов не отвечает новым требованиям.
Примерно 85% грузовиков на переходе Дувр-Кале базируются в ЕС, и, возможно, есть некоторое нежелание соглашаться на работу в Великобритании из-за опасений снова оказаться в затруднительном положении.
Пандемия также ограничила способность компаний подготовиться, особенно малых и средних предприятий. Хотя это правда, что основные положения торговой сделки были известны уже несколько месяцев, во многих случаях персонал, участвовавший в подготовке, был уволен. Небольшие предприятия также часто не имели доступа к юридическим и консультационным ресурсам, которые помогли бы им справиться с последствиями для своего бизнеса.


Производство в обрабатывающей промышленности, вероятно, упало

Опрос ONS Business Impact, проведенный в середине декабря, показал, что половина производителей подготовлены лишь частично или совсем не подготовлены. В целом по экономике большая часть предприятий сообщили, что изменения не имеют отношения к их бизнесу, что в некоторых случаях это могло быть связано с тем, что они не были полностью осведомлены о предстоящих изменениях. Тем не менее, ошибочно полагать, что это затрагивает только более мелкие фирмы. Хотя в целом более крупные фирмы, вероятно, были лучше подготовлены, многие полагаются на МСП как на часть своей цепочки поставок.
Это было продемонстрировано в декабре, когда некоторым крупным автопроизводителям пришлось приостановить производство из-за нехватки поставок запчастей через Ла-Манш. Короче говоря, ситуация довольно мрачная, но определить масштабы воздействия на экономику в целом не так просто.

Неизбежным выглядит падение производства в обрабатывающей промышленности в январе - возможно, примерно на 3-4%. Отчасти это связано с тем, что ситуация вряд ли разрешится сама собой быстро - и на самом деле может ухудшиться в краткосрочной перспективе, поскольку приграничное движение снова возрастет. Чистая торговля, вероятно, также окажет давление на ВВП в этом году, если предположить, что импорт восстановится после снятия ограничений, но для восстановления экспорта потребуется гораздо больше времени.
Конечно, само собой разумеется, что кризис Covid-19 будет доминировать в показателях ВВП в следующие несколько месяцев. Но если предположить, что экономика снова встанет на ноги к середине 2021 года, более интересный вопрос заключается в том, как Brexit повлияет на восстановление - и вот три фактора, которые следует учитывать.

1. Новые трения, вероятно, усилят безработицу
Во-первых, новые расходы на таможенное декларирование и транспортировку останутся в силе - и это в сочетании с более высоким административным бременем для европейских покупателей неизбежно снизит конкурентоспособность британского экспорта. Неудивительно, что это также может означать, что некоторые британские фирмы, ориентированные на Европу, в конечном итоге перестанут быть прибыльными, а некоторые будут вынуждены перенести большую часть своей деятельности за границу.
Хотя это невозможно определить количественно, это окажет дополнительное давление на безработицу, которая, вероятно, вырастет почти до 7% к 2020 году при условии постепенной отмены субсидий на заработную плату.

2. Влияние на услуги, возможно, сложнее, чем на товары
Во-вторых, учитывая ограничения на поездки из-за Covid-19, влияние на услуги, скорее всего, станет полностью заметным только после пандемии. В этом и заключается конкурентное преимущество Великобритании, а также, возможно, именно здесь жизнь за пределами единого рынка более сложна. Для торговли товарами грузы должны преодолевать ряд препятствий, чтобы пересечь границу, но после этого они более или менее могут быть проданы в любую точку ЕС. Что касается услуг, барьеры обычно принимают форму регулирования, и это может значительно различаться в разных государствах-членах.
Квалификация не признается автоматически в рамках торговой сделки - и это вряд ли скоро изменится. Некоторые государства-члены также идут дальше с правилами гражданства/проживания для определенных профессий - например, бухгалтерского учета/права. Когда люди снова начнут путешествовать, визовые правила также добавят дополнительных сложностей. Хотя спрос на деловые поездки может снизиться после пандемии, некоторые услуги могут быть предоставлены только лично (например, инженерное дело).
В ближайшие месяцы также выяснится, заключит ли Великобритания соглашение об адекватности данных для обеспечения непрерывного обмена информацией, а также об эквивалентности финансовых услуг.

3. Долгосрочные отношения будут омрачены неопределенностью и возможной нестабильностью
Наконец, большой вопрос заключается в том, что произойдет с отношениями Великобритании и ЕС в долгосрочной перспективе. Будет ли Великобритания со временем стремиться к более тесным экономическим связям - например, к воссоединению с таможенным союзом? Пока это трудно увидеть. Сделка включает пункт о пересмотре в 2024 году, и это почти наверняка означает, что вопрос торговли ЕС будет играть роль в выборах в этом году. Вместо этого, возможно, реальный вопрос, который мы должны задать, - выдержит ли сделка между Великобританией и ЕС испытание временем. Частично это зависит от того, как Великобритания решит формировать политику в отношении «равных условий игры» - вопроса, который в прошлом году монополизировал большую часть времени переговоров. По условиям сделки Великобритания взяла на себя обязательство не снижать стандарты охраны труда и окружающей среды и приняла меры государственного контроля за процедурой оказания помощи.

Но со временем это может измениться, и расхождение может привести к частичному прекращению доступа на рынок, например, через тарифы. Соглашение по Брекзит также закладывает основу для текущих переговоров в различных областях, которые со временем могут вызвать проблемы, которые снова в конечном итоге могут закончиться возмездием (рыболовство - очевидный пример, когда ежегодные переговоры начинаются после первоначального перехода).


Нарушение торговли будет тормозом для процесса восстановления

Для экономики это означает, что степень неопределенности и потенциальной нестабильности будет характерной чертой европейских торговых отношений Великобритании.
Еще до того, как разразился Covid-19, инвестиции в бизнес были хуже во всех странах, участниках G7, и это, вероятно, будет продолжаться на этапе восстановления после Covid-19.
Компании будут опасаться возможных будущих изменений в отношениях, которые могут потребовать дополнительных настроек их операционной модели.

Хотя мы ожидаем, что потребители возглавят восстановление ВВП до конца 2021 года (при условии, что программа вакцинации пойдет в соответствии с ожиданиями), инвестиции, вероятно, будут отставать - и, соответственно, замедлять занятость. Скорее всего, это сделает возможным возвращение экономики Великобритании к ее первоначальным размерам не раньше конца 2022 года.