22 июля 2002, 08:28

Фондовый рынок США в "медвежьем" капкане Forex EuroClub

www.k2kapital.com /
Как показали события пятницы, 19 июля, фондовый рынок США находится в очень тяжелом психическом состоянии и представляет собой угрозу для американской экономики и, как следствие, для мировой экономики в целом. Потери, которые понес в этот день индекс "голубых фишек" Dow, 390 пунктов, лишь частично отразили реальные негативные события в корпоративном секторе и в большей степени были связаны с иррациональным отчаянием "медвежьего" рынка . Реакция на плохие новости фундаментального характера, пришедшие из технологического сектора, была многократно усилена эмоциональным откликом на слова "уголовное расследование", которые прозвучали в отношении компании Johnson & Johnson (JNJ) и запустили разрушительный механизм "медвежьего" рынка, когда инвесторы сбрасывают акции просто из страха, что дальше будет еще хуже.
Последний раз, когда все три основные биржевые индексы США повысились по итогам недели, была неделя, закончившаяся 17 мая. С тех пор рынок падал уже девять недель подряд. В июле падение превратилось в обвал. Из десяти биржевых сессий двух последних недель индекс Dow упал девять раз, при этом семь раз его потери в пунктах выражались трехзначными цифрами. По своей природе "медвежий" рынок, когда набирает большую силу, становится прямой противоположностью "бычьему" рынку. На "бычьем" рынке подъем идет за подъемом, инвесторам кажется, что он никогда не остановится, и надо скорее покупать, пока акции не стали еще дороже. На матером "медвежьем" рынке, наоборот, потери провоцируют новые потери, поскольку инвесторам становится страшно, что завтра акции станут еще дешевле. Фундаментальной основой для подрыва рынка стала неопределенность вокруг конечного спроса, создающая экономический риск и порождающая неопределенность перспектив корпоративных доходов и прибылей. К этому добавился кризис доверия к корпоративной Америке, который перешел в болезненно острую и тяжелую фазу после разоблачения многомиллиардных финансовых манипуляций WorldCom (WCOME) . В результате, маховик "медвежьего" рынка набрал обороты, круша остатки стойкости и надежд у инвесторов.
Опасность этого "разгона" состоит в том, что он может резко усилить негативный "эффект богатства", выражающийся в ухудшении финансового положения американцев-инвесторов из-за обесценения акций, и сокрушить уверенность американских потребителей. Американские потребители поддержали свою экономику в период рецессии, не особенно ограничив свои расходы в условиях ухудшившейся экономической ситуации, и продолжали ее поддерживать по меньшей мере до июля, если судить по данным розничных продаж за июнь. Но обвалы индекса Dow на 200 - 300 - 400 пунктов за сессию - день за днем - не могут не вызвать у американцев тревоги за экономику и свое финансовое будущее. А эти чувства могут подавить у них желание тратить деньги. Как следствие, рост потребительских расходов может замедлиться или, еще хуже, вовсе прекратиться. При том, что рост корпоративного спроса отсутствует, ограничение потребительских расходов может сильно замедлить или остановить экономический рост. Чем дольше будет продолжаться безумие "медвежьего" рынка, тем сильнее будет опасность, что потребители захотят ограничить свои расходы, и тем выше будут риски для экономики.
В середине минувшей недели появилась надежда, что рынок пытается найти опору в признаках стабилизации на рынках технологической продукции, отмеченных в комментариях ряда компаний, в том числе корпорации Intel (INTC) . Стабилизация бизнеса технологических компаний, в условиях, когда ценовые характеристики акций стали приближаться к привлекательным уровням, могла бы стабилизировать фондовый рынок. Намеки на возможную стабилизацию, при всех жутких июльских потрясениях, могли быть замечены в относительно умеренных недавних потерях "технологического" индекса Nasdaq Composite. В более ранние периоды нынешнего спада фондового рынка индекс Nasdaq Composite показывал намного худшую динамику, чем два других основных биржевых индекса - Dow и индекс широкого рынка Standard & Poor's 500. В июле Nasdaq Composite притормозил. На протяжении последних двух недель, на фоне впечатляющих обвалов Dow, технологический индекс нес более скромные потери и даже показывал прирост в отдельные дни. За эти две недели, 8 - 19 июля, Nasdaq Composite потерял 8,9%, тогда как Dow - 14,5%, а S&P 500 - 14,3%.
Но 18 июля вечером, т.е. перед торгами в пятницу, инвесторы испугались, что стабилизация бизнеса технологических компаний была только иллюзией. Корпорация Microsoft (MSFT) понизила прогноз по доходам и прибыли за 2003 финансовый год, начавшийся 1 июля . Компания Sun Microsystems (SUNW) , один из ведущих производителей серверов для компьютерных сетей, как и обещала, получила в IV финансовом квартале небольшую прибыль, после четырех убыточных кварталов, но страшно разочаровала инвесторов, которые думали, что тем самым Sun, "звезда" 90-х годов, вернется к прибыльности. Компания предупредила, что в текущем I финансовом квартале понесет "небольшие" убытки. По словам финансового директора Sun Стива Макгоуэна (Steve McGowan), Sun не видит изменений в уровне корпоративных расходов на информационные технологии, ИТ-рынок остается вялым. Правда, главный исполнительный директор Sun Скотт Макнили (Scott McNealy) заявил, что в 2003 финансовом году, начавшемся 1 июля, доходы компании вырастут на 10% - 15% (после падения на 32% в 2002 финансовом году). Но этого уже никто не услышал. Акции Sun упали в пятницу на 26,9%.
Если бы атмосфера фондового рынка была более нормальной, то можно было бы надеяться, что инвесторы разберутся с новостями от Microsoft и Sun и сделают вывод, что, несмотря на неприятность понижения финансовых прогнозов, эти новости не ухудшают общих перспектив технологического сектора. Предыдущие сообщения технологических компаний уже показали, что признаков повышения фундаментального корпоративного спроса не наблюдается, и не оставили надежд, что вторая половина текущего года принесет что-нибудь лучшее, чем сезонное повышение спроса. В отношении 2003 г. вопрос остается открытым. Microsoft указала в четверг, что не видела ни понижения, ни повышения спроса на ПК в последние месяцы, но подтвердила свой апрельский прогноз, согласно которому продажи ПК в 2003 финансовом году увеличатся в процентном отношении на однозначную цифру. При этом рост в большей степени придется на вторую половину финансового года, т.е. на первую половину 2003 г.
Но нынешнюю атмосферу фондового рынка никак не назовешь нормальной, что еще раз подтвердила реакция инвесторов на неприятности Johnson & Johnson. Газета The New York Times сообщила, что Управление по пищевым продуктам и лекарственным препаратам, FDA, и министерство юстиции США ведут уголовное расследование в отношении компании и что оно связано с обвинениями, выдвинутыми в ее адрес бывшим служащим, уволенным в 1999 г. Служащий работал на фабрике Johnson & Johnson в Пуэрто-Рико, выпускающей лекарство Eprex, у которого обнаружились серьезные побочные эффекты. Врачи подозревают, что с действием Eprex связан 141 случай летальных исходов у пациентов, принимавших это лекарство от анемии. Бывший служащий, занимавшийся техническим обслуживанием оборудования, обвиняет компанию в том, что она заставляла его фальсифицировать рабочие записи, чтобы скрыть производственные нарушения. Инвесторы связали эти обвинения с проблемами Eprex. Johnson & Johnson утверждает, что проверила обвинения бывшего служащего и не нашла в них никакой связи с Eprex. Сами обвинения она объявила выдумкой и указала, что осенью 2001 г. на ее фабрике в Пуэрто-Рико были проведены инспекции FDA и французских органов надзора (Eprex продается в Европе и в Канаде), и инспекторы не сделали существенных замечаний. Компания подтвердила, что FDA ведет расследование в ее отношении, но FDA не подтвердило и не опровергло сообщение The New York Times, что расследование является уголовным. Как заявила пресс-служба FDA, сам факт расследования не означает, что подозревается некое преступное действие. По словам пресс-службы FDA, при расследованиях очень часто обнаруживается, что причин для уголовного преследования нет или что обвинения не соответствовали действительности. Но акции Johnson & Johnson упали в пятницу на 16%, а индекс Dow, одним из 30 компонентов которого является компания, потерял 390 пунктов. Нет гарантий, что не появятся новые сообщения о расследованиях, как нет и гарантий того, что эти сообщения не вызовут новых обвалов Dow на 200 - 400 пунктов за сессию.
В пятницу рынок был так потрясен корпоративными ужасами, что экономические новости ничего не прибавили к ходу торгов. Индекс потребительских цен CPI повысился в июне только на 0,1%, подтвердив, что инфляция в США находится на низком уровне. Внешнеторговый дефицит вырос в мае до рекордных $37,64 млрд., увеличившись по сравнению с пересмотренным показателем апреля ($36,14 млрд.). Полученная цифра превысила прогнозы экономистов, которые, согласно опросу , в среднем ожидали $35,23 млрд. Объем импорта вырос на 1,8%, объем экспорта - на 0,7%. Объемы импорта автомашин и потребительских товаров достигли в мае новых рекордных уровней, демонстрируя высокий потребительский спрос в США. Рост объема экспорта значительно отстал, засвидетельствовав отставание спроса за границей. Но ухудшение торгового баланса побудило экономистов понизить прогнозы по росту ВВП США за II квартал. Как сказала Кэтлин Стефансен (Kathleen Stephansen), старший экономист-международник в Credit Suisse First Boston, неожиданно высокий рост импорта может оказать негативное влияние на цифры ВВП США. Экономисты Merrill Lynch понизили свой прогноз по росту ВВП США за II квартал с 3,5% до 2,5% в годовом исчислении. Главный экономист UBS Warburg Мори Харрис (Maury Harris) понизил прогноз по росту ВВП США за II квартал с 3% до 2% в годовом исчислении.